Об авторе:

Продолжаем разговор с педагогом Центра «Рождество», семейным психологом Еленой Валерьевной Давыденко о спешке и её последствиях в жизни взрослеющих детей.

Ох, уж эти подростки!  Колючие, отрицающие, экспериментирующие со своей внешностью, забивающие на учёбу, бросающие вызов себе, близким, обществу. Нам, взрослым, порой кажется, что им ничего не интересно, им всё равно. Но ведь они наши любимые дети, очень ранимые и активно ищущие себя и своё место в жизни.

Как нам, родителям, справиться со своей тревожностью о будущем взрослеющего чада, желанием контролировать и ускорить решение тех вопросов, которые в принципе нельзя форсировать.

Продолжаем разговор с педагогом Центра «Рождество», семейным психологом Еленой Валерьевной Давыденко о спешке и её последствиях в жизни взрослеющих детей.

Елена Валерьевна, кажется, что конструкция «Давай, быстрее» в общении с подростками вообще не работает?

Но почему же? Наши подросшие дети в состоянии понять слово «быстрее», когда мы просим прийти на помощь, поспешить на автобус, и уже научились понимать, что мы имеем в виду под «быстро сделай уроки».
А вот как быстро решить, кем ты будешь? Чем ты будешь заниматься в жизни? Или, как быстро выбрать, какие предметы на ЕГЭ ты будешь сдавать?
У каждого человека своя скорость принятия решения. И своё время на самоопределение. Здесь ускорение противопоказано, если только ребенок не сделал свой выбор. Например, решил, что станет физиком или экономистом, или врачом. Тогда понятно в каком направлении бежать.

Но пока нет глобальной цели, нужно остановиться и неторопливо осмотреться. В этом вопросе родителем надо набраться терпения и деликатности. Скорость выбора ребенка зависит от темперамента, от привычки к замедлению, способности размышлять и анализировать. А чаще всего у подростков такое ежедневное жизненное ускорение, что остановиться и подумать просто некогда. Мозг настолько устал, что может только воспринимать или спать. Причём воспринимать — это смотреть, наблюдать, но без анализа и принятия решений. Думаю, многим взрослым известно такое состояние: после тяжёлого дня...

И хочется «нырнуть» в телефон?

Да! Современный мир усугубляет ситуацию с принятием СВОИХ осознанных решений. Инфошум вокруг нас кричит — не тормози, беги! Быстрое общение в соц.сетях, быстрые реакции, однодневные знакомые. Всё это поверхностное скольжение по жизни, никак не способствует замедлению, остановке, возможности осмотреться вокруг и всмотреться в себя. А без этого невозможно принятие вдумчивых решений.

Для того чтобы подросток в ответственный момент смог сделать СВОЙ осознанный выбор, мы должны начинать его учить замедляться в дошкольном возрасте, внося в его жизнь ритм чередование: быстро, медленно. Закреплять этот навык в начальной школе и бережно подходить к вопросам обучения в средней школе. Не разрушить своим желанием всё успеть формирование способностей понимать, анализировать и делать выводы. Об этом мы подробно говорили прошлый раз.

Так как же общаться с подростком, чтобы помочь сделать правильный выбор и сохранить доверительные отношения?

Нужно понимать, что в подростковом возрасте идет глобальная перестройка организма, поэтому подростки практически всегда хотят спать. Быстро встать это тяжело физиологически для подростка. Крик с утра: «Быстрей вставай, опаздываешь» — это худшее, что вы можете сделать для своего ребёнка. День добавит ему скорости в дороге, в школе, на быстрых перекусах, в быстром общении. Будить подростка нужно с такой же любовью, как и младенца. Нежно и бережно.

В подростковом возрасте важно не упустить возможность замедленного общения с ребёнком. Когда подросток пришел поговорить с вами медленно, о чём-то философском, вечном, в этот момент не убежать. Остановить себя, выслушать, ответить. Важно остановить свой ритм ради него. Это уже не чередование: быстро, медленно, а готовность подстроить свой ритм под запрос ребёнка. Если нет возможности остановиться сразу: спокойно объяснить, что прибегу — поговорим на эту тему. И прибежав, действительно остановиться.

Елена Валерьевна, спасибо за этой небыстрый и вдумчивый разговор на «быстрые» родительские темы. Как всё-таки важно установить и поддерживать доверительные отношения ребёнком. У вас наверняка есть ещё, что сказать и порекомендовать родителем?

С радостью поделюсь своим опытом по созданию и сохранению любви и взаимопонимания на цикле онлайн встреч «Детско-родительское взаимодействие. Про Любовь». Буду рада встретиться и поразмышлять вместе!

Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: