Об авторе:

Как помочь маме понять своего ребёнка и всё успеть, поговорим с педагогом «Рождества», семейным психологом с 20-летним стажем Еленой Валерьевной Давыденко.

Давай быстрее!
Мама живёт в режиме многозадачности и сорванных дедлайнов. Ритм большого города и культ успешности задаёт космическую скорость. Успеть на английский, акробатику, заскочить в магазин, погулять, сделать уроки со старшим, приготовить ужин, помочь младшему с поделкой. Всё это требует выстроенной логистики и строгого соблюдения времени.
Но счастливое детство живёт в своём темпе, не подозревая, что задержка на 5–10 минут способна разрушить логично выстроенный мамин день. И чтобы везде успеть, мы просим, уговариваем, закипаем, раздражаемся. Давай быстрей вставай, быстрее одевайся, быстрее заканчивай игру...  
А ребёнок, как будто специально начинает замедляться: медленно надевать куртку, медленно есть кашу, играет, а не собирать игрушки. Начинает весело бегать кругами, крича и смеясь, или вовсе падает на пол с истерикой. И мы уже начинаем кричать: «Давай, быстрее!»

Как помочь маме понять своего ребёнка и всё успеть, поговорим с педагогом «Рождества», семейным психологом с 20-летним стажем Еленой Валерьевной Давыденко.

Елена, Валерьевна, в каком возрасте ребёнок понимает смысл слова «быстро», так как понимают его взрослые?
Разговор об этом стоит начать с понятия возрастных способностей. «Давай-ка быстрее» — говорит мама 2-3 летнему ребёнку. И ребёнок быстро и радостно бегает вокруг. А быстрее одеться — это пока ещё непонятно. Ведь даже натянуть колготки — для него уже сверхзадача. Малыш не способен сделать это быстро. Вот и возникает рассогласование просьбы мамы и ответной реакции малыша. В этом возрасте лучший способ потратить минимум на сборы — одеть ребёнка самой. Рассказывайте во время одевания что-то интересное. Или поиграйте в игру «замри, не двигайся», пока мама помогает одеться. Во время этой игры — бегать нельзя, а вот помогать маме можно и нужно. Спокойствие и улыбка мамы точно ускорит сборы.

Получается, понимание мамой возрастных потребностей помогает понять ребёнка и выбрать оптимальный вариант взаимодействия?

Да, именно так. Наши взрослые ожидания должны быть соотнесены с возрастными возможностями ребёнка.
Примерно в 4 года ребёнок учится понимать, что именно мы вкладываем в понятие «быстро». «Давай-ка быстрее» — говорит мама. И ребёнок ждет продолжения — быстрее что? Одеться — стараюсь…. Есть — не сможет все равно…. Убирать игрушки — вообще нереально — здесь другой ритм течения жизни... Поэтому, если слово «быстро» не совпадает с пониманием жизни, ребенок останавливается. Останавливается, чтобы выдохнуть и сохранить себе нервную систему. Нервная система малыша не способна жить в ритме постоянного убыстрения. И так будет ещё долго. До 7 лет точно. Потом он, возможно, научится быстро одеваться…. Но сможет ли быстро учиться и реагировать? Принимать жизненно важные решения и быстро делать выбор? Это тема следующего разговора.

Как же современной маме организовать свой день, понимая возрастные способности ребёнка?

Должно быть, и быстро, и медленно. Нужно предусмотреть периоды замедления. Если мама чувствует, что быстро доминирует, то пришло время подумать, когда будет медленно.  
Важно в течение дня дошкольника выстроить чередование ритмов. Мы быстро идём на занятие, но дома медленно играем, не спеша рассматриваем или читаем книгу. Мы быстро одеваемся, но спокойно идем. Бежим в одну сторону, медленно идем обратно. Проговорите ребенку, почему так происходит. «Мы медленно собирались — приходится бежать”. Или: «Мы заранее стали собираться, поэтому спокойно идем».
При таком подходе мама получить две замечательные вещи. При слове «быстро» — ребёнок будет понимать, что нужно ускориться, но потом обязательно будет медленно. Мама сохранит здоровье семьи и выстроит с ребёнком добрые отношения.

В следующий раз продолжим разговор о скоростях и их последствиях. Поговорим, как родительское желание, чтобы ребёнок быстро сделал уроки, губительно влияет на способности ребёнка слышать, понимать, размышлять.

Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: